Все о СДВГ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска "Средняя общеобразовательная школа № 61 им. Н.М. Иванова"

 

Все о СДВГ

 

 

СДВГ. СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Внимание — это направленность психической деятельности, на какой либо предмет, ситуацию или социальные отношения. Ни один психический процесс невозможен без концентрации и удержания внимания, на каком бы то ни было объекте или событии. Внимание, как необходимое условие познавательной или любой другой деятельности изучается психологией с давних пор и является важной составной частью когнитивной психологии.

Есть взрослые люди, у которых с детского возраста имеются различные нарушения внимания. Зачастую эти взрослые в детском возрасте были очень активными и подвижными непоседами. Чрезмерная активность с годами к подростковому возрасту исчезла или значительно уменьшилась, а вот такие качества, как невнимательность и импульсивность, порывистость в поведении остались, к сожалению, на всю жизнь.

Чрезмерная активность, порывистость могут быть индивидуальными свойствами темперамента и вовсе не означать какой-либо патологии или отклонения в развитии. Однако же, если эта чрезмерная активность сочетается в детском возрасте с нарушениями активного внимания, то родители и педагоги сталкиваются со специфической проблемой, название которой Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

 

ВАРИАНТЫ СИНДРОМА

Согласно американской классификации болезней DSM-IV выделяют 3 варианта этого нарушения:

§  синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность;

§  синдром дефицита внимания без гиперактивности;

§  синдром гиперактивности без дефицита внимания.

 

Чаще всего встречается первый вариант заболевания — сочетание гиперактивности и невнимательности.

Вторым по распространённости является невнимательный вариант без гиперактивности. Он встречается гораздо чаще у девочек, чем у мальчиков и отличается своеобразным уходом в свои фантазии и мечтания, то есть ребёнок в течение дня может периодически витать в облаках.

Наконец, третий гиперактивный вариант без нарушения внимания может с одинаковой степенью вероятности быть проявлением определённых нарушений центральной нервной системы и также индивидуальными свойствами темперамента. Кроме того, нарушением внимания страдают дети с неврозами и невротическими реакциями. Другие заболевания также могут сопровождаться подобными нарушениями.

ТРЕВОЖНЫЕ СИГНАЛЫ

Если в 4-5 лет родители и воспитатели детского сада замечают, что ребёнок не может играть в спокойные игры, не в состоянии сосредоточиться на задании и закончить его, если он бросает одно занятие и начинает другое, не закончив которого, переходит к следующему, то такому ребёнку необходимо тщательное психологическое обследование.

Прежде, чем определить с какими именно проблемами сталкивается ребёнок, его поведение наблюдается в течении определённого времени дома и в детском саду. Только после этого, сравнивая наблюдения, психологи и педагоги могут говорить о конкретных трудностях, которые испытывает ребёнок. Далее в этом разделе мы описываем основные признаки и симптомы, характерные для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Компьютерные диагностические игры могут помочь определить эти проблемы. С их помощью можно протестировать различные свойства внимания, а в дальнейшем, выяснив слабые стороны, тренировать внимание с помощью игр. Компьютерное тестирование и тренажёрные программы получают всё большее распространение на постсоветском пространстве и, по мнению многих специалистов (например, Заваденко Н.Н.) являются перспективным прикладным направлением в психологии.

Тем не менее, определить истинные проблемы ребёнка и поставить диагноз может только врач — невропатолог, психиатр, очень хороший педиатр.

Попробуем разобраться в том, какие проявления или особенности поведения ребенка должны насторожить родителей и воспитателей.

 

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ СВДГ

Из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться не менее 6 месяцев:

§  Неспособность сосредоточиться на деталях.

§  Ошибки по невнимательности.

§  Неспособность вслушиваться в обращенную речь.

§  Неспособность доводить задания до конца.

§  Низкие организаторские способности.

§  Отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения.

§  Потери необходимых предметов при выполнении задания.

§  Отвлекаемость на посторонние раздражители.

§  3абывчивость

 

НЕСПОСОБНОСТЬ СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА ДЕТАЛЯХ.

Ребёнок воспринимает и запоминает предмет, в общем, не вдаваясь в подробности и детали. Детали имеют большое значение в нашей жизни. Человек не учитывает каких-то мелочей и подробностей и, как результат, испытывает трудности или вынужден ликвидировать последствия такого невнимательного подхода к делу.

ОШИБКИ ПО НЕВНИМАТЕЛЬНОСТИ

Такого рода ошибки также известны как «беззаботные ошибки» и мы хорошо знаем, как дорого такие ошибки могут стоить в жизни.

НЕСПОСОБНОСТЬ ВСЛУШИВАТЬСЯ В ОБРАЩЕННУЮ РЕЧЬ

Дети с СДВГ недослушивают вопросы или обращенную к ним речь. Трудно говорить об установлении нормальных социальных отношений, если кто-то не слушает вас или перебивает.

НЕСПОСОБНОСТЬ ДОВОДИТЬ ЗАДАНИЯ ДО КОНЦА

Это является огромной трудностью для ребёнка с СДВГ. Усилия родителей и педагогов как раз должны быть направлены на то, чтобы приучить ребёнка заканчивать любые дела, какие бы они не начинали.

НИЗКИЕ ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Ребёнок должен, как следует удерживать внимание на том, что он делает и мысленно не терять содержания задания. Не помешает, при этом, расставлять приоритеты: что сначала, что потом и что для этого нужно. Важно, также, по ходу действия приспосабливаться к вполне возможным изменениям в ситуации. Оказывается, не так всё просто. Всё это связано с исполнительными функциями головного мозга, которые у ребёнка СДВГ недостаточно хорошо развиты.

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗАДАНИЯМ, ТРЕБУЮЩИМ УМСТВЕННОГО НАПРЯЖЕНИЯ

Такое отношение вполне естественно, потому что трудные задания требуют дополнительных умственных усилий, энергетических ресурсов, которых у ребёнка не так уж и много.

ОТВЛЕКАЕМОСТЬ НА ПОСТОРОННИЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ

Эта характеристика является противоположностью устойчивости внимания. Ребёнок отвлекается на посторонние стимулы-раздражители, которые к делу отношения не имеют. Тут есть две стороны медали. С одной стороны, ребёнок обнаруживает повышенное реагирование на посторонние стимулы, с другой стороны, ему так трудно удерживать внимание на задании или игре. Как следствие, внимание уходит на сторону.

ПОТЕРИ НЕОБХОДИМЫХ ПРЕДМЕТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЯ, ЗАБЫВЧИВОСТЬ

Эти две характеристики можно объединить вместе. Они связаны с плохой способностью концентрировать внимание и со слабой кратковременной памятью. Чего только дети СДВГ не забывают в школе и в различных общественных местах: зонты, перчатки, шапки, различные личные вещи, школьные принадлежности и многое другое. Для некоторых детей и их родителей это представляет большую финансовую проблему.

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ И ИМПУЛЬСИВНОСТЬ

Для диагностики гиперактивности необходимо наличие, по крайней мере, 5 из перечисленных ниже симптомов.

 

ПРИЗНАКИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Ребенок гиперактивен, если он:

§  совершает суетливые движения руками и ногами;

§  часто вскакивает со своего места;

§  гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема;

§  не может играть в «тихие» игры;

§  всегда находится в движении;

§  очень много говорит.

Коротко говоря, ребёнок находится в постоянном движении. Даже когда он сидит, двигаются его конечности и голова. Так что гиперактивность невозможно перепутать, с чем - либо ещё. Правда, для достоверности, ребёнок может считаться гиперактивным или гипердинамичным, если он ведёт себя так, по меньшей мере в двух местах, дома и в школе.

 

ПРИЗНАКИ ИМПУЛЬСИВНОСТИ

Под импульсивным мы понимаем ребёнка, который не способен остановиться и подумать, прежде чем заговорить или совершить действие. Ребенок импульсивен, если:

§  отвечает на вопрос, не выслушав его;

§  не может дождаться своей очереди;

§  вмешивается в разговоры и игры других.

§  делает что либо, не подумав о том, какие будут последствия.

Последнее — действительно бич любого человека с СДВГ, взрослого или ребёнка. Такому человеку трудно задержаться и подумать хотя бы на один шаг вперёд. Интересный вопрос «Что будет, если я сделаю это?» если и всплывает в голове человека с СДВГ, то только на короткое время. И здесь нужна постепенная тренировка умения предвидеть результаты своей деятельности, начиная с детского возраста.

 

СВЕХПОДВИЖНОСТЬ — ПРИЧИНА ИЛИ СЛЕДСТВИЕ?

Многие родители и воспитатели считают, что основная проблема — это сверхподвижность ребёнка. Спору нет, гиперактивный ребёнок выводит из терпения даже самых спокойных и уравновешенных родителей и воспитателей, нарушает порядок в классе или детсадовской группе, своей фонтанирующей нервной энергией раздражает не только взрослых, но даже сверстников.

Но дело в том, что гиперактивность не является ключевой проблемой. Как уже говорилось выше, по мере созревания структур головного мозга, примерно к 13-15 годам гиперактивность значительно уменьшается или исчезает совсем. Могут оставаться только суетливые движения у взрослого и/или неспособность зафиксироваться в одном положении на долгое время.

Основными же симптомами СДВГ являются нарушение концентрации внимания и импульсивное, необдуманное поведение. Хотя причина или причины до сих пор достоверно не выяснены, целый ряд исследований позволяет предположить, что ведущим компонентом этого нарушения является неспособность мозга ребёнка к адекватной саморегуляции. Это касается как инициирования, так и торможения поведения и активности.

Источник  http://www.effecton.ru/279.html

 

 

СОПУТСТВУЮЩИЕ СДВГ СОСТОЯНИЯ. НАРУШЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ, КООРДИНАЦИИ, ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ПРИ СДВГ

К сожалению, синдром дефицита внимания — не единственная трудность, которую приходится преодолевать ребёнку ежедневно. Есть целый ряд сопутствующих заболеваний и состояний, которые по своей природе не менее сложны, чем СДВГ. Это совершенно не значит, что у одного и того же ребенка должны присутствовать абсолютно все нарушения одновременно.

 

I. ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

НАРУШЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Особенностью детей с СДВГ является неполная обработка входящей зрительной информации. Проблемы ребенка не обусловлены плохим зрением, но мозг перерабатывает не все сигналы. Чтобы та информация, которая была пропущена, перерабатывалась мозгом, она должна повториться несколько раз или же быть более интенсивной по воздействию

Иногда школьник видит буквы и цифры искаженно. Пишет он некрасиво и неряшливо. В этом, помимо зрительного восприятия, свою роль играет плохая координация движений.

НАРУШЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ

У ребёнка с СДВГ довольно часто нарушена зрительно-моторная координация. Такой ребёнок недостаточно хорошо контролирует с помощью глаз то, что он делает руками. Для хорошей слаженной работы обоих рук также нужна четкая координация между правой и левой рукой. Вроде бы это такая простая вещь писать правой рукой, бумагу держать левой рукой. Однако, это не всегда легко и просто для гиперактивного ребенка. Чтобы ребёнок не делал, левая рука плохо выполняет свою поддерживающую функцию.

МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Для тренировки зрительного восприятия, умения хорошо подмечать детали и полностью перерабатывать информацию очень хорошо подходят тренировочные компьютерные программы. Например, пакеты программ  «Зоопарк» и «Внимание». Эти программы хорошо развивают и зрительное восприятие и контроль движений с помощью зрения.

Сама по себе работа с мышкой — это хорошая тренировка зрительно-моторной координации.

II. НАРУШЕНИЕ КООРДИНАЦИИ

Зарубежные исследователи считают, что обработка анкетных данных является основным механизмом диагностики СДВГ. Тем не менее, изучение моторики позволяет намного лучше понять основные механизмы и физиологические компоненты этого нарушения развития.

ВЕСТИБУЛЯРНЫЕ НАРУШЕНИЯ

Равновесие и вестибулярная чувствительность занимают одно из ведущих мест в развитии грубой моторики. Отклонения в вестибулярной чувствительности проявляются как сверчувствительность или как низкая чувствительность. Сверчувствительность - это гравитационная неуверенность. Дети со сверхчувствительным вестибулярным аппаратом не переносят быстрых поворотов головы или езды на автомобиле. При низкой вестибулярной чувствительности ребенок, наоборот, слишком хорошо переносит верчения, кручения и раскачивания. Для таких детей раскачивание на качелях, верчение на карусели или на канцелярском стуле — это естественное состояние.

При проведении опыта, ребёнка с СДВГ раскручивали в течение 10 секунд на канцелярском стуле. После этого у него абсолютно не наблюдалось головокружение или же наличие нистагма (быстрые и частые непроизвольные движения глаз в различных направлениях, обусловленные периодическими сокращениями соответствующих глазодвигательных мышц).

НАРУШЕНИЕ КРУПНОЙ МОТОРИКИ

У детей с СДВГ может быть нарушена координация крупных движений, и они могут быть «неуклюжими». D.Dewey и B.J.Kaplan различают 3 типа нарушения развития координации движений среди детей, которые относятся к категории «неуклюжих»:

§  нарушение последовательности движений;

§  нарушение выполнения движений (нарушение равновесия, координации движений, мимики);

§  нарушение развития всех двигательных умений.

Нарушения координации крупной моторики выявлены примерно в половине случаев СДВГ. Слабая моторная координация проявляется в беспорядочных хаотических движениях. Несмотря на то, что сама по себе грубая моторика у детей с СДВГ развита хорошо, они испытывают значительные трудности в выполнении движений, требующих высокой степени автоматизма. Это, например, повороты рук вовнутрь и наружу или быстрые попеременные движения.

M.B.Denckla и др., E.T.Carte разработали целый ряд моторных упражненией  на повторения простых движений или последовательностей движений пальцем, рукой и стопой. В процессе выполнения этих упражнений определялось время выполнения упражнений детьми с СДВГ и детьми из контрольной группы (здоровые дети).

Были сделаны следующие выводы: Дети с СДВГ выполняли крупные движения медленнее, чем дети из контрольной группы. Было также установлено, что по сравнению с контрольной группой, дети с СДВГ менее качественно выполняли «непроизвольно ассоциируемые движения», такие как подражание.

J.Steger и др. обнаружили, что дети с СДВГ выполняют движения пальцем медленнее, чем движения рукой, по сравнению с детьми из контрольной группы. Другими словами, дети с СДВГ имеют специфические проблемы с мелкой моторикой.

НАРУШЕНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Дети, страдающие СДВГ, имеют нарушения мелкой моторики различной степени тяжести. Им бывает трудно научиться завязывать шнурки, хорошо вырезать ножницами точно по контуру, раскрашивать, не вылезая за границы. Они испытывают сложности координации мелких движений при письме.

Эти дети имеют хронические трудности моторной координации, не позволяющие им  легко и просто выполнять ежедневные бытовые задачи также искусно, как это делают их здоровые сверстники.

III. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

ТАКТИЛЬНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

У детей и взрослых с СДВГ можно наблюдать сенсорную сверчувствительность, особенно к прикосновениям, даже очень легким. В народе это называется синдромом «принцессы на горошине».

Раздражать могут ярлычки на одежде, сама одежда из шерсти или синтетических материалов, складки и неровности на простыне, резинки на поясе или рукавах одежды, тесные ботинки.

Липкая поверхность, грязь или земля на руках или других участках кожи могут казаться непереносимыми.

Взрослые и дети с тактильной сверхчувствительностью не переносят объятий при встрече. Если объятия затягиваются, у таких людей начинается паника и приступы клаустрофобии.

С возрастом эти проявления гиперчувствительности сглаживаются. Однако, во взрослой жизни и женщины и мужчины могут иметь определенные трудности или особенности в интимных отношениях из-за потребности иметь больше «собственного пространства».

СЛУХОВАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Некоторых людей могут раздражать звуки тикающих часов или звук работающего в другой комнате телевизора. Звуки кажутся очень громкими. Очень сложно отфильтровать фоновый шум. Например, сложно сосредоточиться на каком — то задании, когда на кухне капает из крана вода.

ОБОНЯТЕЛЬНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Некоторые люди чувствуют запахи, источник которых находится довольно далеко. Раздражает запах лука, чеснока, различных специй или же духов и лака для ногтей. У таких людей очень часто имеются различные аллергические реакции.

ВКУСОВАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Люди с СДВГ, страдающие сверхчувствительностью очень часто избирательны в еде. Они, например, могут кушать только пищу с определенной текстурой и не переносить остальные продукты.

ЗРИТЕЛЬНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Гораздо реже, но бывают люди, демонстрирующие зрительную чувствительность. Например, это может быть непереносимость неонового освещения.

НИЗКАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Очень часто в одном пакете с гиперчувствительностью идет низкая чувствительность к холоду или боли, а также пониженная чувствительность к стимулированию вестибулярного аппарата.

Ребёнок может не замечать царапины и не реагировать на ушибы, легче переносить боль, если он ударится. В холодное время года такие дети бегают без шапок и перчаток, с расстегнутыми куртками и пальто. Дома, когда всем остальным членам семьи температура кажется комфортной, ребёнку может быть жарко и он хочет ходить по дому в одном белье.

Пониженная вестибулярная чувствительность проявляется в раскачивании качель на рискованно большую высоту. Такие дети очень любят кружиться на каруселях или в креслах. Им это доставляет удовольствие, потому что они это легко переносят и заодно стимулируют себя вестибулярными ощущениями. Также, некоторыми специалистами отмечается, что дети с СДВГ любят кружиться или залазить повыше, потому что они хотят лучше почувствовать свое тело.

МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СЕНСОРНОЙ СВЕРХЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ

Мэри Джейн Джонсон, женщина, у которой есть и СДВГ и гиперчувствительность советует:

§  носить удобные туфли;

§  купить специальные наушники, блокирующие шум;

§  включить небольшой вентилятор или журчащий фонтанчик, чтобы успокоиться и заснуть;

§  носить мягкие свободные одежды, сшитые из трикотажа или хлопка;

§  носить часы на свободном ремешке;

§  делать массаж ежедневно, если он нравится;

§  выезжать как можно чаще на природу.

Главное — перестать бороться с тем, что вы не можете контролировать, уверяет Мери Джейн. Надо найти способ жить удобно и всегда помнить, что это не «странности», а внутреннее устройство.

IV. НАСТРОЕНИЕ

ДЕПРЕССИЯ

Если кто-нибудь будет уверять, что у детей не бывает депрессии, то он окажется в корне не прав. У детей она бывает. По оценкам Американской психиатрической ассоциации один из десяти детей в возрасте от 6 до 12 лет постоянно испытывает чувство печали — это признак депрессии. У многих из них есть и СДВГ.

У ребенка с СДВГ  может развиваться депрессивное состояние на фоне низкой самооценки, помноженной на неприятие в кругу сверстников. Ребенок может проявлять мало интереса к жизни, спать меньше или наоборот больше, чем раньше.

По данным R.S.Jensen дети с СДВГ испытывают состояние депрессии из-за конфликтных ситуаций дома и в школе, из-за постоянного неуспеха в учебе или в других видах деятельности.

По некоторым оценкам американской статистики,  до 70% людей с СДВГ в то или иное время своей жизни лечатся от депрессии. Американская Академия педиатрии считает, что примерно половина детей с СДВГ страдает от депрессии и различных тревожных состояний.

ТРЕВОЖНОСТЬ

По данным R.S.Jensen 25% детей с СДВГ имеют повышенный или высокий уровень тревожности. Уровень тревожности определяется специальными компьютерными программами, которые представляют из себя диагностические тесты. В настоящее время существует довольно много компьютерных тестов, позволяющих оценить и проявить личностные качества или болезненные состояния. Эти тесты дают очень ценную информацию для дальнейшей работы с детьми и со взрослыми.

Если обнаруживается, что ребенок тревожен, то его состояние может быть обусловлено неуверенностью и сомнениями в своих силах и неумением эффективно строить отношения с другими людьми, особенно со сверстниками. Дети с СДВГ гораздо хуже адаптируются в новой обстановке и более подвержены воздействию негативных стресс-факторов. Это тоже увеличивает тревожный фон настроения ребенка.

Тревожные состояния могут иметь в качестве своей основы различные страхи. У всех детей есть какие-то страхи, которые с возрастом проходят. Чрезмерный страх делает ребенка пугливым и ранимым. Его могут преследовать тревожные мысли. На этой почве  ребенок может быть неспокоен, слишком активен или наоборот замкнут и нелюдим.

V. ОПОЗИЦИОННО-ВЫЗЫВАЮЩЕЕ РАССТРОЙСТВО

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Оппозиционное вызывающее расстройство (ODD — Oppositional Defiant Disorder) характеризуется агрессивностью и склонностью нарочно задирать других. Это заболевание может не сочетаться с СДВГ, но по некоторым статистическим данным от 65% до 75% детей с СДВГ имеют ОВР. Учитывая эти цифры, трудно делать предположения о природе данного нарушения поведения. Является ли оно действительно отдельным заболеванием или же проявлением физиологических, эмоциональных и других специфических особенностей СДВГ?

Опозиционно-вызывающее расстройство диагностируется в случае, если ребенок в течение 6 месяцев демонстрирует вызывающее, агрессивное, негативистское поведение, а также не слушается, делает назло, дразнит.

Чтобы поставить этот диагноз ребенку, нужно чтобы он демонстрировал 4 или более из ниже перечисленных признаков.

§  часто выходит из себя

§  часто спорит со взрослыми

§  часто не повинуется или отказывается выполнять просьбы взрослых или правила

§  часто нарочно раздражает других

§  часто обвиняет других в своих ошибках или проступках

§  часто раздражителен или его легко можно вывести из себя

§  часто сердится и обижaется

§  часто злобен или мстителен

В одном из номеров журнала «Attention!»  издаваемом CHADD (Children and Adults with Attention Deficit Disorder) описывается исследование, в котором приняли участие 600 детей в возрасте от 7 до 9 лет, из которых 40% детей с СДВГ имели также ОВР, а 15%, или каждый седьмой, страдали более серьезными поведенческими расстройствами.

У некоторых детей, по мере взросления, исчезает часть признаков ОВР, но некоторые манеры поведения и общения остаются на всю жизнь.

МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Как общаться с агрессивными детьми? Как заниматься с ними? Как гасить проявления агрессии и нетерпимости? Все это очень хорошо описано в книге Лютовой Е.К.и Мониной Г.Б. «Шпаргалка для взрослых».

VI. ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

По данным Заваденко Н.Н. до 66% детей с СДВГ имеют трудности обучения в виде дислексии, дисграфии и дискалькулии.

Дисграфия — частичное нарушение навыка письма вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга.

Дискалькулия — нарушение формирования навыка счета вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга.

Дислексия — нарушение формирования навыка чтения вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга.

 

ТРУДНОСТИ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

Дети, имеющие СДВГ и трудности обучения могут иметь различные сложности в обработке входящей информации. Некоторые дети перерабатывают лучше зрительную информацию, другие лучше усваивают учебный материал на слух. Часть таких детей демонстрирует явную слабость в обработке последовательной/рациональной информации и в организации деталей, для других же концептуальная переработка информации не является их сильной стороной.

Об этом и о способах  развития своих слабых сторон, а также об умении работать с опорой на сильные когнитивные качества написана замечательная книга доктора Скотта Л. Крауза «Загадка твоих учебных трудностей» «Учимся понимать себя и защищать себя». Русский перевод этого пособия можно прочитать на сайте родителей детей СДВГ (adhd-kids.narod.ru)

С какими бы сложностями не сталкивались дети с СДВГ, они нуждаются в понимании и поддержке своей семьи. Даже если эти сложности значительные и ребенок очень сильно выпадает из нормального круга функционирования, нельзя оставлять таких детей на произвол судьбы.

Необходимо понять, что многие проявления плохого поведения обусловлены теми биохимическими процессами, которые происходят у них в мозгу. Эти процессы являются причиной формирования тех или иных пристрастий или поведенческих реакций. Все усложняется тем, что эти дети очень медленно созревают личностно, медленно становятся ответственными и готовыми сотрудничать с другими людьми.

Помощь и поддержка в семье очень много значит для таких детей. От этого зависит, кем они будут в жизни, чем будут заниматься и как сложатся их отношения с окружающими людьми.

Источник   http://www.effecton.ru/337.html

 

 

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С СДВГ

ПОБУЖДЕНИЕ И МОТИВАЦИЯ

У Петра Успенского в его работах о Гурджиеве постоянно упоминается одна любопытная аллегория — повозка с возницей, запряженная лошадьми. Лошади — это наши потребности и желания, повозка — это тело, возница — ум. Потребности, желания и интересы — это те побуждающие силы, которые направляют нашу деятельность в каждый отдельный момент нашей жизни.

Люди с СДВГ не являются исключением из общих правил. Их действиями точно также управляют потребности, вот только возница — ум, должный все контролировать спит.

Что же происходит в эмоциональной сфере гиперактивных детей? Чем они живут? Что их привлекает и мотивирует? А что они вовсе не замечают?

Мотивационная сторона деятельности всегда страдает. Ребенок, страдающий СДВГ, не хватает побуждений, чтобы начать деятельность или ее продолжить. Ребенка должно что-то очень сильно заинтересовать, чтобы он мог этим заниматься довольно долго и продуктивно.

НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

Если человек обладает таким личным качеством как внимательность, он, как правило, глубже чувствует. Чем внимательнее человек, тем он лучше понимает переживания других людей.

Очень часто ребёнок с СДВГ плохо себя ведет и не обращает внимания на окружающих. Он невнимателен к другим людям по своей природе. Гиперактивный ребенок может просто не понимать, что приятно другому человеку, а что неприятно и быть безразличным к переживаниям других людей.

Понимание других людей и их переживаний может занять долгий период времени. Родители должны целенаправленно работать в этом направлении. Занятия с психологом также могут помочь.

ЗАДЕРЖКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Различные эмоциональные нарушения у ребенка с СДВГ — это не редкость. Он отстает в эмоциональном развитии и медленно взрослеет. Это проявляется вспыльчивостью, раздражительностью, несдержанностью.

Дети с СДВГ очень часто отстают в психоэмоциональном развитии, но они, как правило, стремятся руководить другими детьми. Это одна из причин плохих отношений со сверстниками.

Взрослеют такие дети медленнее. Это не значит, что они вообще никогда не повзрослеют. Процесс взросления растягивается у них на более долгое время и он идет не линейно, а скачками. Молодым людям с СДВГ требуется больше времени на то, чтобы стать ответственным, и самостоятельным, больше поддержки семьи и профессиональной помощи.

Некоторые люди могут считать себя достаточно зрелыми только лет в 35. Для каких — то людей взросление по-настоящему начинается с того момента, когда появляются собственные дети и они должны нести за них ответственность.

НЕСООТВЕТСТВИЕ РАЗВИТИЯ И ИНТЕЛЛЕКТА

Гиперактивные дети могут иметь хороший общий интеллект. Среди них могут быть одаренные люди. Но развить интеллект в полной мере мешают нарушения развития. Существует определенное некомпенсированное несоответствие между уровнем развития и интеллектом.

Это проявляется и в соматической сфере и в особенностях поведения. Из-за того, что сдерживающие центры не совершенны, различные отклоняющиеся варианты поведения могут сохраняться и у взрослых людей. При этом, взрослые люди уже не демонстрируют расторможенность и вполне могут концентрировать свое внимание.

СИСТЕМА ИНТЕРЕСОВ

При СДВГ негативному воздействию подвергается сфера формирования интересов и потребностей. В условиях, когда ребенок/подросток становится изгоем в семье и лишается поддержки, может вырасти человек с неправильными моральными ориентирами.

Любому человеку что-то нравится в окружающей среде, а что-то вызывает отрицательные эмоции в каждый отдельный момент жизни. Перед чем — то мы застываем в изумлении и преисполненные восхищения. Ребенок с СДВГ испытывает определенные трудности установления эмоционального контакта с окружающей средой. Ему довольно сложно чувствовать себя комфортно в повседневных ситуациях и получать удовольствие, положительные эмоции просто от того, что он видит или слышит. Эта проблема сохраняется и во взрослом возрасте.

Ребенку с СДВГ интересно всё возбуждающее и захватывающее. С такими ориентирами интересы к каким-то видам деятельности, хобби формируются очень медленно. Но если это происходит и интерес к чему — то закрепляется, то это закрепляется очень надолго, иногда на всю жизнь. Найти свои интересы, свое дело очень важно для любого подростка, для подростка с СДВГ это важнее во много раз.

МИР ПОЛОН РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ

Вместо избирательных эмоциональных предпочтений ребенок с СДВГ реагирует на все раздражители одинаково. Мир полон различных стимулов и все они одинаково интересны. Естественно, человеку, обладающему такой особенностью, трудно направлять свое внимание на что-то одно.

По всей вероятности, из-за избирательного дефицита Допамина и Норадреналина в отдельных частях мозга, человек с СДВГ испытывает постоянную внутреннюю потребность в самостимулировании и в возбуждающих веществах. Человек пьет много кофе, кока-колы, ест много шоколада, водит быстро машину, употребляет алкоголь и т.д.

Лейтон отмечает, что типичная для СДВГ самостимуляция во взрослом возрасте приводит к частой смене работы. Это очень плохо выглядит в резюме. Это одна из причин, по которой нужно особо тщательно подходить к вопросам выбора карьеры. Кажущиеся легкими варианты работы по знакомству или через родителей могут оказаться «медвежьей услугой» для такого человека, потому что он на такой работе не удерживается. Это сопряжено с разочарованиями, провалами и слишком частыми сменами работы.

Ребенок находит источники стимуляции в различных рискованных или возбуждающих ситуациях. Есть довольно много детей с СДВГ, которые стимулируются эмоциями других людей, особенно отрицательными. Некоторые дети намеренно проявляют непослушание, дразнят, вызывают отрицательные реакции у людей. Это их подпитывает и доставляет удовольствие.

Такие отрицательные проявления особенностей СДВГ являются еще одной веской причиной для активного поиска интересного занятия, того, что будет доставлять удовольствие ребенку.

РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ

Дети с СДВГ очень часто раздражительны и эмоционально лабильны. Они легко переходят от смеха к слезам. Настроение таких детей очень переменчиво. В своих эмоциональных и поведенческих проявлениях они бывают непредсказуемы. Раздражительность довольно легко можно снять слабыми стимулами, если чем-то удивить или смутить, сказать или сделать что-то необычное.

Надо обязательно выяснить, что выводит ребенка из себя? Что делает его раздражительным? Вполне возможно, что ребенок раздражается, потому что ему надо выполнять домашнее задание или какую-то работу, требующую умственных усилий. Может быть, ребенку надо поделиться игрушкой и для него это проблема. Надо работать с ребенком каждый день, давать ему несложные задания и учить его правильно реагировать на различные трудные для него ситуации. Это поможет ему научиться контролировать свое поведение.

ИЗБЫТОЧНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ

Дети с СДВГ импульсивны и им очень трудно отложить получение желаемого или удовольствия на потом. Им бывает трудно ждать своей очереди или когда их спросит учитель. Они отвечают с места или перебивают других людей.

В школьных классах чаще всего они являются инициаторами социальных отношений. Но у них наблюдается избыточное эмоциональное реагирование, не соответствующее содержанию ситуации. Они демонстрируют невосприимчивость к социальным ожиданиям и оттенкам межличностных отношений.

Колебания поведения СДВГ различны в разное время суток и в разных ситуациях, поэтому поведение ребенка непредсказуемо. Он не может долго играть, успешно общаться, устанавливать дружеские отношения со сверстниками.

Отчасти, такое положение вещей обусловлено неспособностью или же отсутствием должного навыка направлять свое внимание и мышление в нужное русло.

Тренировка различных качеств внимания могла бы облегчить для ребенка задачу социальной адаптации и установления прочных отношений со своими сверстниками.

СТРАХИ И ТРЕВОЖНОСТЬ

Родителей должно обеспокоить наличие страхов, тревожного состояния, странные высказывания, реакции негативизма и агрессивность, которые они наблюдают у своего ребенка.

Начиная учиться систематически, ребенок испытывает различные учебные трудности. На фоне этих трудностей и отставания в развитии социальных навыков могут произойти невротические расстройства.

Ребенок с СДВГ может быть очень тревожным или агрессивным. Насколько ребенок тревожен или агрессивен можно определить с помощью специальных компьютерных тестов. Результаты диагностического тестирования могут дать ценную информацию о личностных качествах ребенка, подростка, а также взрослого.

ШКАЛА СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СПИЛБЕРГЕРА-ХАНИНА

Шкала позволяет количественно и качественно измерить состояние тревожности, возникающее как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушение высших психических функций.

Шкала предназначена для экспресс диагностики уровня ситуативной тревожности у школьников юношеского возраста и взрослых.

РЕАКЦИИ РОДИТЕЛЕЙ

Гиперактивные дети демонстрируют неадекватные эмоциональные проявления в виде повышенного или пониженного настроения, повышенной возбудимости или беспричинной обидчивости, в некоторых случаях апатичности, холодности или безучастности.

Дома дети с СДВГ все время страдают от сравнений со своими братьями и сестрами. Родителей очень сильно раздражает их беспокойность, навязчивость, эмоциональная лабильность, недисциплинированность. Они безответственно относятся к работе по дому и различным поручениям, плохо помогают родителям, неаккуратны.

Ребенок видит, что он систематически не справляется с поставленными перед ним задачами. Он также прекрасно понимает, что со стороны родителей, сверстников, учителей формируется отношение к нему, как к неполноценному. В ответ на родительское раздражение появляется низкая самооценка и протестные проявления. Это в свою очередь приводит к гневу со стороны взрослых и попыткам оказать более жесткое давление на ребенка. Все это, накладываясь на эндогенную природу заболевания, вызывает различные протестные отклонения в поведении, вплоть до тяжелой агрессии.

Родители своими реакциями и своими действиями могут помочь ребенку, а могут и навредить. Постоянное сравнение не в пользу ребенка с братьями, сестрами, хорошими соседскими детьми не помогают. Терпеливое отношение и поддержка могут иметь хороший положительный результат.

РЕАКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ

Поскольку ребенок с СДВГ невнимательный, одного замечания учителя бывает недостаточно. Ему приходится делать замечания до тех пор, пока ребенок его не воспримет. Ребенок, придя домой, рассказывает о том, что учитель весь урок на него «кричал». Он запомнил именно это, сколько раз ему было сделано замечаний — упускается из виду.

В ответ на такую школьную ситуацию ребенок невротизируется или же начинает мстить учителю, который на него «постоянно кричит». Ребенок начинает защищаться теми формами поведения, которыми он располагает.

НАКАЗАНИЯ И ПООЩРЕНИЯ

На детей с СДВГ обычные формы наказания и поощрения не действуют. И родители и учителя имеют одинаковое мнение по этому вопросу. Ребенок продолжает вести себя плохо, несмотря на то, что он был наказан.

С другой стороны, ни ласка, ни похвала не дают желаемого результата. Более того, поощрения должны быть очень весомыми, очень значимыми для ребенка. В противном случае, поведение может ухудшиться.

Это совершенно не означает, что ребенок должен быть лишен родительского внимания и ласки. Просто нужно обязательно продумать: «Какие виды деятельности или вещи могут быть для ребенка сверхценными, особо значимыми?». Вот их и надо использовать как поощрение за выполненную работу, за лучшее поведение или же ограничивать доступ к этим вещам, если этого требует ситуация.

Учитывая особенности когнитивного и эмоционального развития ребенка с СДВГ, можно иметь с ним вполне приемлемые отношения. Это хорошо для всей семьи, а ребенку дает возможность формирования социально приемлемых потребностей и интересов.

Как говорится в книге Лютовой Е.К. и Мониной Г.Б.»Шпаргалка для взрослых»: «Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним — вполне посильная задача».

Источник  http://www.effecton.ru/348.html

 

 

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С СДВГ

Отношения со сверстниками и взрослыми у детей с СДВГ складываются не просто. Очень часто их не понимают и не принимают. Они же в свою очередь докучают своим поведением другим людям. Враждебных чувств к ним никто не испытывает, с ними просто никто не хочет иметь дело.

В жизни ребенка обязательно должен быть хотя бы один значимый взрослый человек, которому этот ребенок не безразличен и который будет медленно и постепенно направлять ребенка в нужное русло.

Ребенок с СДВГ всегда будет отличаться своими особенностями, даже когда станет взрослым. Тем не менее, у него есть хорошие шансы наладить отношения с другими людьми. Прежде всего, ребенок или подросток должен начать осознавать, что он делает не так. Излишне говорить, что ребенок с СДВГ должен научиться себя контролировать. Без этого в обществе его принимать не будут.

НЕУСИДЧИВОСТЬ И БОЛТЛИВОСТЬ

В детском и раннем подростковом возрасте ребенок с СДВГ неусидчив и болтлив. Все его части тела находятся в постоянном движении. Чтобы ребенку находиться в сознании, он должен вертеть, крутить головой, постукивать пальцами, раскачивать ногами. При этом, такой ребенок всем надоедает, ко всем пристает. Он много говорит, не подумав. Его речь опережает мысль. Ребенок с СДВГ постоянно перебивает других, недослушивает вопросы собеседника до конца. Он навязчивый и шумный.

Нахождение с родителями в шумных местах, в магазинах, на вечеринке еще больше усугубляют его беспокойные качества. Родители сильно раздражаются неконтролируемым поведением своего чада, кричат и оскорбляют его.

Говоря об отношениях гиперактивного ребенка с родителями, можно сказать лишь одно, что они нарушены. Ребенок с СДВГ совершенно не соответствует ожиданиям родителей, а принимать его таким, какой он есть, не все умеют. Родители и родственники просто не знают, что с ним делать.

Ребенок знает, что его поведением недовольны, чувствует себя отвергнутым, терпит постоянные неудачи в выполнении поставленных перед ним задач и в общении с близкими людьми. Отношение к нему формируется, как к неполноценному. По этой причине, помноженной на эндогенную основу, у ребенка, начинаются протестные реакции.

Ребенка с СДВГ сравнивают со здоровыми братьями, сестрами, соседскими детьми, всерьез полагая, что это пойдет ему и всем остальным на пользу. Однако, ребенок чувствует свою особость и хочет, чтобы его понимали и общались с ним. Ему очень трудно без общения. У родителей не хватает терпения, да и нет пока в русской культуре понимания того, что может быть что-то нейробиологически и нейрохимически нарушено или не созрело, что ребенок нуждается в помощи, а не в укладывании его в «прокрустово ложе».

НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ

От ребенка с СДВГ исходит такая нервная энергия, что она раздражает не только взрослых, но и сверстников. Дети отказываются играть с таким ребенком, потому что он эмоционально подвижен, легко переходит от смеха к слезам, его поведение совершенно непредсказуемо. Дети считают это очень странным и ненормальным.

Непредсказуемость усугубляется тем, что признаки СДВГ проявляются по-разному, в разное время суток. Ребенок с СДВГ не может долго играть во что-то, усваивать через игру социальные роли и в дальнейшем успешно общаться со сверстниками.

То обстоятельство, что он плохо усваивает социальные правила и не соответствует социальным ожиданиям, вызывает непонимание и недовольство со стороны окружающих.

НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ ВО ВРЕМЯ ИГР

Дефицит внимания и импульсивное бездумное поведение также приводит к неудачам во время игр. Любая игра требует соблюдения определенных правил, по меньшей мере, каких то заранее известных условий. Различные игры со сверстниками имеют огромное значение в развитии детей вообще и в социальном развитии в частности. В игре ребенок развивается эмоционально, учится сдерживаться, учитывать интересы других, доводить начатое дело до конца.

Постоянно отвлекаясь, что-то не учитывая в игре, ребенок с СДВГ терпит неудачу за неудачей в усвоении очень важных жизненных навыков. Он при этом начинает отвергаться сверстниками, что окончательно перекрывает ему дорогу к нормальной социальной адаптации.

При социометрических исследованиях дети с СДВГ очень часто получают от своих товарищей отрицательную оценку. Про них говорят, что они «беспокоят других», «докучают другим детям», «не умеют играть», «ведут себя странно».

Сталкиваясь с таким отношением, дети с СДВГ нарочно выбирают для себя роль шута, чтобы наладить свои отношения со сверстниками. Они развлекают публику, но с ними все равно никто не хочет играть. Это не срабатывает. С ними общаются или дети младшего возраста или дети с  похожими  проблемами. Часто такие дети становятся мишенью для насмешек.

УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА ПРИ ПОДБОРЕ ИГР

Подбирая игры для такого ребенка и с участием такого ребенка, педагоги должны учитывать его индивидуальные особенности. Все инструкции должны быть четкими и краткими (не более 10 слов). Следует также учитывать такие особенности, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции.

Социальные игры, коллективные игры очень важны для развития ребенка. Их значение просто огромное. Но ребенку с СДВГ также необходимо развивать устойчивость внимания, способность сдерживать себя, предсказывать результаты с помощью индивидуальных компьютерных игр. Каждая такая игра должна быть направлена на развитие какого-то одного качества.

Если время пребывания ребенка за компьютером разумно ограничивать, компьютерные игры могут послужить очень хорошим подспорьем в развитии дефицитарных свойств ребенка с СДВГ.

ИНИЦИИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Дети с СДВГ более разговорчивы, чем другие дети. Очень часто они первыми начинают социальные контакты. Однако в их действиях очень скоро обнаруживается избыточное реагирование, не соответствующее содержанию ситуации. Они не слишком обеспокоены социальными ожиданиями и не понимают оттенки межличностных отношений.

Другим детям просто-напросто тяжело общаться с таким ребенком. Он сильно раздражает непониманием ситуации, возмущает своей невнимательностью к другим людям или даже не задумываясь, обижает других. Он делает это не специально. Все, что ребенок с СДВГ хочет, это быть в обществе и быть признанным в нем. Но у него ничего не получается из-за его специфических особенностей.

ПРОВОКАЦИЯ НАРУШЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Двигательная активность может сочетаться с деструктивным поведением. В таких случаях ребенок с СДВГ провоцирует других детей на нарушение дисциплины.

Он стремится получить свои яркие впечатления, так необходимые ему для нормального функционирования и которые он никак не может получить сидя спокойно за партой и выполняя инструкции учителя. Некоторые из детей, готовые принять ребенка с СДВГ за ведомого в таких мероприятиях, подражают ему. Сами они навряд ли станут нарушать дисциплину или плохо себя вести, но когда есть заводила, они поддаются его влиянию. Плохому поведению легче всего подражать, дурной пример заразителен.

ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ К СВЕРСТНИКАМ

В общем психическом развитии дети с СДВГ, как правило, отстают от своих сверстников, но они всегда стремятся ими руководить. В отношениях со своими ровесниками они могут быть агрессивными и очень требовательными.

Дети любого возраста очень чувствительны к такому поведению. Поэтому они отвергают дружбу ребенка с СДВГ. Родители СДВГ детей очень часто жалуются, что у их детей нет друзей, и что их сверстники отказываются с ними заниматься или играть.

Можно только предположить, что такое отношение детей с СДВГ к своим товарищам формируется вследствие того, что они плохо понимают оттенки межличностных отношений, не учитывают интересы другого ребенка, но при этом требуют, чтобы другие следовали его плану. К себе дети с СДВГ не очень требовательны. Только постепенно взрослея, получая поддержку кого-то из взрослых или же вследствие каких -то пережитых впечатлений, они начинают постепенно менять свое отношение к другим людям.

Как только это начинает происходить, обнаруживается, что у этих детей, на самом деле, есть свои положительные качества. Они привлекательны своим творческим и нестандартным подходом к любому виду деятельности. С ними, вообще, может быть интересно, если они умерят свою интенсивность воздействия на других и будут внимательней к другим детям.

СВОЕВОЛИЕ

Наконец, нужно отметить, что дети с СДВГ с трудом поддаются воспитанию обычными способами. Это не может не сказываться на отношениях со взрослыми. В любой семье от ребенка ожидается послушание. Уровень строгости воспитания разнится от семьи к семье. Тем не менее, от ребенка ожидается следование семейным правилам в каких то пределах. Ребенок с СДВГ нарушает эти правила и переходит границы.

На него часто кричат, унижают и наказывают. Это еще больше усугубляет положение вещей. Атмосфера в семье накаляется до предела, если родители не стараются проявлять достаточно терпения и не пытаются анализировать ситуацию и находить способы воздействия на своего ребенка.

Дети с СДВГ могут научиться успешно, общаться со своими сверстниками и взрослыми. Для этого, прежде всего, нужно понимание и поддержка в семье. Таким детям нужно научиться сдерживать себя, понимать других людей и учитывать их интересы.

Для того, чтобы ребенок мог вписаться в среду своих сверстников, мог что-то делать вместе с ними, его дефицитарные функции надо развивать. Для этого родители должны осознавать проблемы своего ребенка и принимать их. Все начинается с того, что родители начинают принимать своего ребенка таким какой он есть и стараются ему помочь.

Дефицитарные качества ребенка с СДВГ развиваются с помощью подвижных игр, компьютерных игр, на специальных занятиях с психологом, имеющим ясное и четкое представление о том, что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Источник  http://www.effecton.ru/359.html

 

 

СДВГ. РЕКОМЕНДАЦИИ

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – самое распространенное психоневрологическое расстройство. СДВГ является самой частой причиной нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте, проблем во взаимоотношениях с окружающими, и в результате – заниженной самооценки.

Основные проявления СДВГ включают нарушения внимания (дефицит внимания), признаки импульсивности и гиперактивности. Если признаки гиперактивности обычно уменьшаются сами по себе по мере взросления ребенка, то нарушения внимания, отвлекаемость и импульсивность могут оставаться у него на долгие годы, служа благоприятной почвой для неврозов, социальной дезадаптации.

Что такое дефицит внимания?

К нарушениям внимания относятся, в частности, трудности его удерживания (несобранности), снижение избирательности внимания, выраженная отвлекаемость с неусидчивостью, частыми переключениями с одного занятия на другое, забывчивость и т.п.

Что такое гиперактивность?

Выраженность гиперактивности среди детей с СДВГ варьирует и она наиболее типична для них в дошкольном и младшем школьном возрасте. В более старшем возрасте она проявляется неусидчивостью, суетливостью, признаками двигательного беспокойства.

Что такое импульсивность?

Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав; в классе во время уроков выкрикивает ответ, не дослушав вопроса; перебивает других; бывает не в состоянии ждать своей очереди в играх и во время занятий; без специального умысла может совершать необдуманные поступки (например, ввязываться в драки, выбегать на проезжую часть дороги).

Когда обращаться к специалистам?

Поводом для обращения к специалистам могут быть приведенные ниже проявления. Детям дошкольного возраста диагноз СДВГ при первом обращении специалисты обычно не ставят, а наблюдают за ребенком несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок.

Ребенку поставили диагноз СДВГ. Что дальше?

СДВГ – не болезнь, и никакими методами и таблетками его не вылечить! Но можно научить ребенка преодолевать симптомы СДВГ и жить в мире с собой и обществом.

Рекомендации родителям:

1.? Нормализация обстановки в семье ребенка. Важно научить членов семьи избегать конфликтных ситуаций.

2.? Достичь у ребенка послушания, привить ему аккуратность, навыки самоорганизации и развить у него чувство ответственности за собственные поступки.

3.? Научить ребенка уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков.

4.? Добиваться повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни.

5.? Поддерживать дома четкий распорядок дня.

6.? Оберегать ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

7.? Невозможно и не следует подавлять повышенную двигательную активность – направьте ее в нужное русло.

8.? Разберитесь в своих чувствах. Столкнувшись впервые с учебными проблемами, родители обычно испытывают целую гамму противоречивых чувств: недоверие, разочарование, чувство вины, ощущение несправедливости. Справиться со своими эмоциями – ваша первая задача.

9.? Прочтите в источниках все, что можете достать о той проблеме, с которой вы столкнулись. Поговорите со специалистами. Проблема возникла не вчера, по ней уже накоплено достаточно наблюдений, выводов и методик. Ознакомьтесь с ними и выберите то, что наиболее подходит для вас и вашего ребенка.

Конечно, не следует воспринимать эти советы как универсальный рецепт для всех. Каждый ребенок своеобразен. Это лишь общая схема. Конкретные советы надо получить у профессионального невропатолога или психоневролога.

 

Дата последнего обновления страницы 29.09.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения